Даргавс

Даргавс: город мертвых

автор: Карен Гочикян
24.01.2018
2143

Connection Error

No any data received from Forecast.io!.

+7 867 250-50-29
Владикавказ

+7 867 253-84-22
Владикавказ

+7 867 253-80-17
Владикавказ

Его называют городом-призраком, загадочным местом. За внешне симпатичными домиками на фоне потрясающей природы скрываются неожиданные находки в каждом из его прорезей.

Дело в том, что эти белые здания не что иное, как каменные склепы, где местные жители хоронили своих предков. Выражаясь литературно – «обитель вечного сна и нескончаемых загадок». И таких домов «вечного сна» почти под сотню!

Добираться до него без опытного гида-водителя очень трудно, поэтому здесь вы не увидите толп туристов и заполненных парковок. Даргавс скрыт от лишней суеты в вытянутой долине, за одним из горных хребтов Северной Осетии. Эта особенность нашла отражение в названии селения: даргъ («длинный») и фæз («поляна») либо дуаргæс («привратник или защитник ущелья»). Но оба толкования в полной мере подходят для него.

Как и полагается такого рода местам, Даргавс буквально окутан всевозможными мифами и легендами. Даже местные жители старались обходить это место стороной, так как верили, что оттуда никто не возвращается живым. А умерших тут больше, чем живых обитателей Даргавса!

Это место как будто предназначено для чего-то более экзистенциального, чем просто пешая прогулка с гидом.

Старейшие склепы были построены между XVI и XVIII вв. во время эпидемии чумы, бушевавшей в горных ущельях и унесшей жизни десятков тысяч. Безнадежно больным и обреченным на смерть приносили еду и воду, но за пределы каменных домов им выйти было уже не суждено. Получается, что осетины как народность практически оказались на грани вымирания.

Захоронения в каменных усыпальницах были запрещены лишь в конце XVIII века российскими властями, которые опасались распространения болезней от не закопанных трупов. Тем не менее, последние захоронения датируются серединой XIX века, когда горцы начали постепенно переселяться на равнину.

Древние осетинские традиции не подразумевали предания тела усопшего земле. Это объясняется старыми языческими верованиями, согласно которым нельзя было осквернять землю подобным образом. Да, и с чисто практической точки зрения, это было логично, т.к. в горной местности ровная плодородная земля была на вес золота, а отдавать её покойникам было большим расточительством.

По высоте и сложности оформления погребальных домов можно получить представление об уровне достатка того или иного рода. За пределами городка встречаются одиночные каменные постройки. По мнению исследователей, в них было принято хоронить преступников и самоубийц.

Детальное исследование склепов началось лишь в 60-х гг. XX века, но настоящей находкой стало то, что многие тела и предметы одежды отлично сохранились. Тут свою роль сыграли расположение кладбища и продуманная система вентиляции в склепах.

Но дурная слава, закрепившаяся за «городом мертвых» заставила даже современных исследователей относиться к работам с осторожностью, опасаясь «затаившихся» возбудителей чумы. Поэтому, перед раскопками, делались специальные пробы и только после положительного вердикта их продолжили. Но даже с учетом этого, практически все участники экспедиций работали в резиновых перчатках.

Так было обнаружено, что многие тела похоронены в деревянных формах, напоминающих лодки, а рядом лежали весла.

Хотя как они могли оказаться в местах, вдали от моря и судоходных рек?

Объяснение вполне может скрываться в древнем осетинском культе, похожем на верования Древней Греции и Месопотамии. Согласно им душа человека, перед тем как попасть в загробный мир, должна пересечь незримую реку.

Также недалеко от склепов обнаружено множество разбросанных монет. Это связано с местным поверьем: как только усопшего хоронят, бросают монету с холма, и, если та ударится о камень – значит, его душа достигла неба. А недалеко от комплекса находится сторожевая башня, построенная, чтобы охранять упокоившиеся души.

Раскопки помогли найти богатую коллекцию предметов быта и культуры осетин, а также вещи, привезенные из других мест: восточные ткани и шкатулки, грузинскую и дагестанскую керамику и даже русскую посуду. Ореол «чумного» места и зловещие слухи в течение долгого времени спасали некрополь от мародеров.

Не сказать, что Даргавс – уникальное и единственное такое место в Северной Осетии. Здесь повсюду разбросаны похожие «городки». Но нигде, как в Даргавсе переплетается «мирское» и «потустороннее»: край, где ощущение неминуемости смерти совмещается с удивительной красотой местных пейзажей.

Memento Mori по-осетински!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: