Одесса

Одесса-мама. Город, где все свои

автор: Станислав Черныш
12.05.2018
816
Kiev - 22 Jul
30° 19°

Partly Cloudy

24°

  • Tue

  • Wed

  • Thu

  • Fri

+380 482 393 025

+380 482 25-14-18

+380 48 736 2006

Уж не помню, какие это были праздники, но однажды в начале июня выпало нам три дня выходных, два из которых мы с супругой решили посвятить поездке в Одессу. Сразу скажу, одного дня для знакомства с этим городом будет недостаточно. Более того, даже за несколько дней можно не успеть уловить настоящий дух города, его неповторимую атмосферу, и насладиться ею. И я не ставлю за цель передать в своём рассказе эти ощущения вам, но в моём очерке вы найдёте упоминания об основных достопримечательностях Одессы, на которые обязательно стоит обратить внимание гостям города.

Начнём с логистики. Транспортное сообщение с Одессой налажено отлично: хочешь – пользуешься автотранспортом, покрывая пятьсот километров от Киева по трассе Е95, хочешь – едешь на поезде или летишь на самолёте. Мы с супругой традиционно предпочитаем поезда. Первое впечатление как-то совсем с Одессой не увязывалось: в утренних сумерках за окном плацкартного вагона проплывали заводские стены и дворики пригорода. Ощущение типичной рабочей окраины, серой по цвету и по своей сути. А дальше – вокзал, уже совсем другой, с женщинами среднего возраста, громко призывающими приезжих снять комнату или квартиру в Южной Пальмире.

Первые шаги по Одессе мы сделали от площади Десятого Апреля по направлению к знаменитому Французскому бульвару. Я ожидал увидеть его тенистым, но совершенно не представлял, что по нему проложены трамвайные рельсы, и не знал, что именно на нём находится Одесская киностудия, из павильонов которой вышло огромное количество классных детско-юношеских фильмов времён СССР.

За площадью, на которой находится Одесский академический театр музыкальной комедии, Французский бульвар переходит в улицу Леонтовича. Она приводит к Центральному парку культуры и отдыха им Т. Г. Шевченко, где можно из кабины колеса обозрения увидеть и запечатлеть на фотоаппарат практически весь город.

Выходя по главной аллее из парка, мы осмотрели памятник великому Кобзарю, а затем, свернув направо, проследовали к Карантинному спуску. Спуск ведёт к Таможенной площади – месту специфическому, с особой энергетикой. Здесь, в небольшом скверике стоит памятник морякам броненосца «Потёмкин» с надписью «Потёмкинцам – потомки», а на расстоянии одного квартала от сквера над Карантинной балкой перекинут Строгановский мост, в прошлом – излюбленное место самоубийц. Район Строгановского моста в старину был также известен своими публичными домами. В те времена здесь господствовала атмосфера странного единения плотской любви и прощания с жизнью. На сегодняшний день самоубийств, слава Богу, стало значительно меньше, а вот проститутки, по слухам, всё так же собираются в этих местах.

Логичным продолжением пути становится Приморская улица, которая выводит к Потёмкинской лестнице и морскому вокзалу. Первое, что обращает на себя внимание в районе вокзала – это скульптура «Золотое дитя». Скульптура была установлена в 1995 году к двухсотлетию Одессы как символ юного и бурно развивающегося города. Однако, лично мне она напоминает мутанта Куато из фильма «Вспомнить всё» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Неожиданная безвкусица.

За новыми зданиями морского вокзала и гостинницы «Одесса» скрывается храм Святого Николая Мирликийского, покровителя моряков и путешественников. С верхней площадки Нового мола, на котором расположен морской вокзал и гостинница, открывается чудесный вид на море и яхт-клуб Одесского морского торгового порта. Ниже, на причале у подножия храма установлены лавочки, которые редко пустуют, а над ними – медный морской колокол 1932 года выплавки.

Уходя с причала, на другой стороне Нового мола можно увидеть ещё одну интересную скульптуру – памятник жене моряка. На сайте «Одесса туристическая» об этом памятнике написано так: «Изящный памятник работы скульптора Александра Токарева, установленный в 2002 году на территории морского вокзала – это скромный мемориал тем моряцким женам и их детям, которые провожали уходящие осенью 1941 года на Севастополь военные корабли Черноморского флота, тем, кто из года в год беззаветно дожидался китобойцев флотилий «Слава» и «Советская Украина», тем, кто несколько десятилетий ожидал у родного причала сгинувший танкер «Туапсе», кто ждал и не дождался прихода «Нахимова»…».

Покинув территорию порта, мы возвращаемся на Приморскую улицу к знаменитой Потёмкинской лестнице, и, игнорируя наличие фуникулёра рядом с ней, отсчитываем ногами все 192 её ступени, поднимаясь вверх. Когда-то ступеней было ровно двести, однако затем при расширении порта нижние восемь ступеней были засыпаны. Длина лестницы составляет 142 метра, что дало основание в годы постройки (1837–1842) назвать её Гигантской. Имя графа Потёмкина было присвоено ей чуть позже. На строительство лестницы было затрачено немногим менее одного миллиона рублей, при том, что годовой бюджет города составлял в те времена чуть более 1,3 миллиона. Ступени были сделаны из зелено-серого песчаника, доставленного из Триеста. В 1933 году лестница была реконструирована и ступени заменили гранитными. Ширина лестницы внизу – 21,7 метров, а вверху – 13,4 метра, что при взгляде сверху создает иллюзию одинаковой ширины на всем ее протяжении.

Поднявшись по лестнице мы оказались в самом людном месте Одессы, месте, можно сказать культовом – на Приморском бульваре, рядом с памятником Дюку Ришелье. В конце бульвара, перед самой Думской площадью в 1888 году был установлен памятник А. С. Пушкину. Он невелик, но гармоничен. Невелика и сама Думская площадь. По моей визуальной оценке она вмещает не более пяти тысяч человек. Отметим также наличие на площади двух интересных объектов – трофейной пушки времён Крымской войны снятой с английского фрегата «Тигр», севшего на мель в Одесском заливе, и указатель расстояния от Одессы до некоторых крупных и известных городов мира.

Вообще, этот уголок Одессы очень красив. Обратите внимание, например, на здание Одесского археологического музея НАН Украины 1882-1883 годов постройки. Или на фонтан, расположенный возле здания Одесского национального академического театра оперы и балета. Безусловно, о театре стоит сказать отдельно. Первое здание театра 1809 года постройки было уничтожено пожаром в 1873 году. Нынешний фасад театра, оспаривающий право называться самым красивым в Украине наравне с фасадами театров оперы и балета в Киеве и Львове, был возведён в 1887-1889 годах и обошёлся казне города в 1,2 миллиона рублей.

Обходим театр, и по Екатерининской улице выходим на Екатерининскую площадь, где возвышается монумент основателям Одессы. Памятник был установлен в 1900 году, затем, в 1920 году – демонтирован и помещён в историко-краеведческий музей, но в 2007 году снова возвращён на своё место. В скульптурной группе монумента присутствуют: главнокомандующий армией князь Григорий Потемкин-Таврический, главный начальник края граф Платон Зубов, руководитель штурма турецкого Хаджибея и по совместительству главный начальник строящихся города и порта Иосиф де Рибас, автор и первый исполнитель проекта будущей Одессы Франц де Волан, и, конечно же, сама императрица, Екатерина II, повелевшая в 1794 году заложить на этом месте город и порт.

От Екатерининской площади, пройдя по Сабанеевскому мосту над Военной балкой (мост назван так в честь генерала Сабанеева, известного участника суворовских походов), выходим на улицу Гоголя. Та, в свою очередь, приводит нас к бульвару Михаила Жванецкого. Так соединяются в Одессе литературные традиции прошлого и настоящего, классиков, давно покинувших нас, и тех, кто стал живыми классиками сегодня.

На бульваре Жванецкого сворачиваем направо и идём к Тёщиному мосту. Тёщин мост – один из самых длинных мостов в Одессе. Проложен он также над Военной балкой, и говорят, что он такой же длинный, как и тёщин язык, благодаря чему и получил своё название. Хотя существует ещё одна версия. Бытует легенда, что секретарь Одесского обкома КПСС товарищ М. С. Синица отдал указ построить этот мост для того, чтобы его любимой теще было удобнее ходить к нему в гости. Дело было в конце шестидесятых годов минувшего столетия. А мы попутно осматриваем арт-объекты «Сердце влюблённых» и «Уголок старой Одессы», на территории которого были собраны элементы исторического декора: женская статуя, чугунный грифон, мраморный 8-гранный колодец, ажурная беседка, чугунный мостик.

Перейдя по Тёщиному мосту на противоположную сторону Военной балки, мы оказались возле Воронцовского дворца, бывшей резиденции генерал-губернатора Новороссийского края Михаила Семёновича Воронцова, возведённой в 1827 году. Любопытно, что построен дворец был на северном краю Приморского холма, в месте, где до этого была расположена турецкая крепость Хаджибей. Во время Крымской войны соединенная англо-французская эскадра бомбардировала Одессу, пристреливаясь именно по дворцу, хорошо видному с моря. За один день здание было сильно разрушено – в тот день по описанию историка Николая Никифоровича Мурзакевича «в дом и сад князя Воронцова попало до двухсот ядер». При этом удивительным образом рядом с дворцом генерал-губернатора сохранилась великолепная колоннада.

Неподалёку от дворца, по адресу Воронцовский переулок 4 находится ещё одно примечательное здание старой Одессы – Ведьмин или Плоский дом. Согласно легенде, при строительстве дома не хватило средств на постройку ещё одной стены, а потому две стены здания свели вместе. Во время нашего визита в Одессу весь фасад этого здания находился в строительных лесах в связи с его реконструкцией.

От Воронцовского переулка через Екатерининскую площадь и одноимённую улицу мы вышли к улице Дерибасовской, а по ней – к Городскому саду. Сад, заложенный в 1803 году, на самом деле представляет собой небольшой сквер. В 1900 году была осуществлена его перепланировка и реконструкция. Не так давно в Городском саду был установлен ряд новых симпатичных скульптур – памятник Леониду Утёсову, рядом с которым можно посидеть на лавочке, или «Двенадцатый стул» из знаменитого романа Ильфа и Петрова.

Совсем рядом с Городским садом находится Соборная площадь, название которой даёт Спасо-Преображенский кафедральный собор – крупнейший православный храм Одессы. Будучи в своё время также одним из крупнейших храмов Российской империи, собор вмещал до девяти тысяч человек. Его размеры составляют 90х45 метров, а высота колокольни – 72 метра. История этого храма похожа на историю многих других на постсоветском пространстве. Заложен он был в 1794 году, освящён – в 1808 году, а в 1936 году – разрушен. Интерьер собора великолепен – облицовка стен и колонн выполнена белым мрамором, что так редко встречается в Украине среди православных культовых сооружений. Рядом с собором на площади находится монумент генерал-губернатору некогда Новороссийского края Михаилу Семёновичу Воронцову, установленный в 1863 году.

Активные прогулки способствуют хорошему аппетиту, и если вам захочется утолить голод, находясь в Одессе, я порекомендую вам кабачок «Гамбринус», известный ещё с начала ХХ века и расположенный ныне в подвале гостинницы «Большая Московская». Вообще, что такое Гамбринус? Что означает это слово? Оказывается, это сказочный фламандский персонаж, легендарный король, считающийся изобретателем пивоварения в Западной Европе.

Поэтому, наверное, не случайно это имя было взято основателем кабачка в качестве названия для заведения. Пиво в нём и сейчас подают отменное. В нескольких его залах, украшенных элементами декора на морскую тематику, за крепкими столами и теперь можно скрыться от летнего южного зноя и славно утолить жажду. Увеселению посетителей служит живая музыка, песни и городские романсы разных лет под аккомпонемент гитары, скрипки и аккордеона в исполнении трио пожилых, но бодрых коренных одесситов.

Тем же, кто интересуется историей, я рекомендую прочитать короткий рассказ Александра Ивановича Куприна «Гамбринус», написанный им в 1907 году, и, уверяю вас, что от одного только чтения вы ощутите атмосферу этого места.

Утром следующего дня мы отправились на перекрёсток Адмиральского проспекта и Фонтанской дороги. Здесь, сев в попутный трамвай, мы поехали к морю. Остановки на Фонтанской дороге нумеруются и носят такие названия: «Первый фонтан»,  «Второй фонтан», «Третий фонтан», и так вплоть до конечной станции под номером 16. Любопытна история возникновения этих названий. Вот что об этом пишет «Репортёр»:

«Рядом с источниками воды (фонтанами) уже в середине ХIХ века оформились поселки Средний и Большой Фонтаны, соединенные с Одессой Фонтанской дорогой. До начала ХХ века они были совсем небольшими, и на двоих не насчитывали даже две тысяч жителей. Судьбу Фонтанской дороги кардинально изменили два события. Во-первых, в 1890-е годы в районе 4-й станции начинается строительство Артиллерийского кадетского корпуса. Вторым событием стал пуск в 1912 году электрического трамвая. Он был неудобен и стоил дорого – 10-15 копеек в зависимости от вагона, притом что оклад приказчика (что-то вроде менеджера) равнялся 30-40 рублям. Однако этого оказалось достаточно, чтобы одесский средний класс – офицеры, служащие, интеллигенция и те же приказчики, – принялись вовсю скупать участки вдоль Фонтанской дороги под индивидуальную застройку».

Мы же, выйдя на конечной остановке, спускаемся по улице Золотой Берег на самый фешенебельный пляж Одессы. Пляж действительно хорош, однако стоит помнить, что в районе Одессы даже в июне температура воды в море может не превышать 10-12 градусов тепла. Но даже если купание будет исключено, не стоит пренебрегать прогулкой вдоль моря. Дорожка от пляжа «Золотой Берег» уводит на нескольких километров,пока не поворачивает от моря к городу.

Если забыть о наличии трамвайного сообщения, и продолжить идти по Фонтанской улице пешком, в районе «Девятого фонтана» можно наткнуться на скульптурную композицию «Похищение Европы». Согласно мифологии, в незапятные времена верховный бог греческого пантеона Зевс, обернувшись быком, похитил дочь финикийского царя Агенора, прекрасную Европу. Нужно сказать, что скульптура пользуется большой популярностью у одесситов – прикосновение к причинному месту быка считается у молодоженов залогом счастливого будущего и здорового потомства. Судя по тому, как отполировано бычье «достоинство», южане должны стать крепкой основой богатого генофонда нации. Наверное, приятно бывает похвастаться перед друзьями тем фактом, что ты однажды держал самого Зевса за яйца…

Наше пребывание в Одессе подходит к концу. По дороге на вокзал мы успеваем прокатиться на старом, кажется ещё советских времён, троллейбусе, и заглянуть на площадь Куликово Поле перед Домом Профсоюзов. Уезжать совершенно не хочется.

Складывая воедино пазл наших впечатлений, делаем вывод: Одесса – удивительный город, в котором никто из приезжих никогда не почувствует себя чужаком. Быть может поэтому её и называют мамой?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ключевые слова:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: