Туркестан

Туркестан: древний и почитаемый

автор: Карен Гочикян
08.05.2018
2958

Connection Error

No any data received from Forecast.io!.

+7 7172 702-999
Астана

+7 72 533 42 959

+7 72 533 42 959

У многих людей складывается впечатление, что в Казахстане сложно найти что-либо историческое, в силу многовекового кочевого образа жизни местных жителей. Но, как и большинство подобных стереотипов, – это не совсем так. И древний Туркестан тому прекрасное подтверждение – это самый «восточный» по духу город Казахстана, в котором находится главная суфийская святыня.

Туркестан

Совсем рядом с дорогой, медленно передвигаясь под нещадно палящим солнцем, мирно пасутся двугорбые красавцы-верблюды. Вот, чуть вдалеке, в дымке нового дня, промелькнули внушительные руины древней крепости Отрар – когда-то могущественного города Великого Шелкового Пути. До цели уже рукой подать!

Туркестан предстал небольшим городом с преимущественно одноэтажной застройкой. Остановив одним взмахом руки первый попавшийся маршрутный РАФ, я запрыгнул в него, чтобы уже через пару минут быть у места назначения…

Перед прочтением материала, необходимо сделать краткий экскурс в историю для общего понимания, а также пояснить, чем же привлёк меня этот городок. С древнейших времен Туркестан являлся одним из духовных и политических центров тюркского мира. Он некогда был столицей Казахского ханства, здесь проводились церемонии коронации и сюда направлялись послы иностранных государств.

Туркестаном вплоть до начала XX века традиционно назывались исторические районы Средней и Центральной Азии, но с середины 1920-х гг. термин постепенно вышел из употребления.

Поселение на месте современного города Туркестана появилось около X века н.э. Предшественниками Туркестана были два города – это Шавгар и Ясы. В этом месте пересекались пути торговых караванов, шедших на север.

Именно город Ясы был родиной самого почитаемого проповедника, философа, суфия (поэта-мистика) – Ходжи Ахмед Яссави. Его книга стихов «Хикметы» («Мудрость») стала не только мусульманским трактатом, но и началом всей тюркской поэзии. Он основал теологическую школу со своими последователями, благодаря чему Туркестан превратился в важный центр просвещения, куда устремились паломники со всей Средней Азии.

Когда ему исполнилось 63 года (возраст пророка Мухаммеда), он заточил себя в подземную келью до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка и, поэтому добровольно лишил себя возможности видеть солнце.

После смерти Ходжи Ахмеда был возведен скромный мавзолей, который подвергся разрушению в ходе монгольских завоеваний. Достойную память о Яссави увековечил спустя 2 столетия сам Тамерлан, когда по его указу в конце XIV века, всего за 10 лет, возвели новый роскошный мавзолей. Таким образом, хитрый полководец еще добился расположения у местных жителей-кочевников. Комплекс стал выдающимся архитектурным объектом для своего времени и по сей день производит неизгладимые впечатления.

Трехкратное его посещение в древности или «малый Хадж», приравнивалось к паломничеству в Мекку.

Первые упоминания о Туркестане как о городе относятся к XV веку. Значительные повреждения историческая часть города получила в период Казахско-джунгарских войн. В 1864 Туркестан был взят русскими войсками и вошел в состав Туркестанского генерал-губернаторства.

Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави – один из непревзойденных шедевров среднеазиатской архитектуры. Здание мавзолея впечатляет своим огромным порталом шириной 50 метров, и куполом высотой почти 40 метров с диаметром в 22 метра.

Всего в мавзолее Яссави насчитывается 36 комнат и залов. Его центральным залом является пантеон ханов. По количеству исторических захоронений Туркестан занимает первое место в Казахстане.

«Кабырхана» – усыпальница Ходжа Ахмеда Яссави закрыта для посетителей и открывают её лишь по большим праздникам. Как говорят немногочисленные очевидцы, в центре усыпальницы сооружено надгробие из серпентинита, а главный вход запечатан древком знамени Тамерлана.

Фасад здания покрыт красивейшими глазурованными облицовками с преобладанием оттенков бирюзы. Стены покрывает знаменитая среднеазиатская глазурь, которая не тускнеет от времени, и хотя её рецепт давно расшифрован, создать такую «вечную» глазурь не удалось до сих пор.

Из других интересных помещений мавзолея – Большой дворец с ханским троном. Рядом находится малая мечеть – основное место молитв, а также пристройки – колодезная и столовая, где сохранились старинные печи, котёл и деревянная посуда, из которой ели паломники.

В 2003 году мавзолей стал первым объектом на территории Казахстана, который был занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

В центре главного зала находится подарок Тамерлана «Тайказан» – главная святыня мавзолея, самая большая чаша для воды во всём восточном мусульманском мире. Его диаметр составляет 2,5 метра, а вес – 2 тонны сплава из семи металлов. Интересен тот факт, что этот казан никто не может сфотографировать чётко и фотографии получаются размытыми. Не получилось это и у меня даже после нескольких попыток…

Тайказан необыкновенно красив и изящен: его стенки украшены рельефными надписями и растительным орнаментом. В древности он использовался по своему прямому назначению: в нем дважды в неделю готовили для паломников особое блюдо из пшеницы и мяса – халим. В другие дни казан наполняли водой из священного источника.

Секрет долговечности здания заключается в технологии постройки, в процессе которой использовался равномерно обожженный кирпич из тщательно промытой глины.

Тем не менее, даже его не минул беспощадный ход времени: реконструкция проводилась несколько раз, начиная с царской России до советской эпохи. Последняя реконструкция 2006 года вызвала много нареканий у специалистов, т.к. в процессе использовались современные изоляционные материалы, которые нарушили естественные воздуховоды и вентиляцию, влага проникала в кладку и стали появляться трещины.

Другие достопримечательности

Ещё один важный мавзолей в Туркестане – место упокоения святого Арыстан-баба. Он находится в селении Кагам, неподалеку от развалин крепости Отрара. Легенда гласит, что сам пророк Мухаммед передал ему свои чётки, а тот, в свою очередь, подарил их юному Яссави. Примечательно, что в мавзолее выставлен под стеклом редкий образец Корана.

В историческом центре Туркестана также расположены другие достопримечательности: подземные мечети Хильвет и Аулие Кумчук-аты (XII-XIII вв.), музей «Жума мечети» (XVIII в.), Музей восточной бани, мавзолей Казыбек- би (XV-XVI вв.) – казахского судьи, давшего первый свод законов казахов.

Очень красиво дореволюционное здание железнодорожного вокзала (1905 г.).

Секрет колоритности Туркестана, как мне видится, кроется в его культурной и национальной «слоистости: более половины населения, составляют узбеки, с их более ярким и патриархальным укладом жизни, чем у казахов; с цветастыми коврами и тканями, огромными базарами и старенькими маршрутными РАФиками, до сих пор ездящими по городу. Это будто путешествие во времени, в другой мир, пропитанный восточным духоми загадочной атмосферой.

Здесь очень много святынь, но именно огромный мавзолей, нависающий над городом, как символ непоколебимости веры и ходу истории – есть главный символ уникальности этого места.

Окрестности Туркестана

В окрестностях города также находится немало природных и исторических мест, которые заслуживают однодневной «вылазки». Ценителям природных красот стоит побывать в национальном парке Каратау, по которому проложены разнообразные трекинговые маршруты.

Также достоин внимания Отрарский оазис (60 км от Туркестана), на территории которого в IX-XII вв. когда-то располагался один из значимых городов Великого Шелкового пути – Отрар. Сегодня здесь можно увидеть остатки городища: масштаб сооружений, даже с учетом оставшихся руин поселения, действительно потрясает.

В 40 км на север от Туркестана среди степей находятся чудом сохранившиеся руины еще одного древнего города Сауран (XVII в.)

Практические советы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: